Антимонопольное законодательство коап

антимонопольное законодательство коап

Например, нормы, направленные на недопущение недобросовестной конкуренции, содержатся в Законе об АО, Законе об иностранных инвестициях, Федеральных законах от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.

За нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также физические лица несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Конституция РФ гарантирует поддержку государством добросовестной конкуренции и не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34).

В ГК РФ (п. 1 ст. 10, 1033) установлено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении убытков в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст. 12, 15, 16 ГК РФ).

Административно-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в гл. 19 КоАП РФ. Данные правонарушения посягают на порядок управления и определены ч. 2.1—2.7 ст. 19.5 КоАП РФ, а также ч. 1—8 ст. 19.8 КоАП РФ. Так, в соответствии с ч. 2.1 ст.

Антимонопольное законодательство коап

Закона о защите конкуренции);

— действия при проведении торгов (запроса котировок цен на товары), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности их участников; создание участнику (участникам) торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, а также не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок и включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами поставки, выполнение (оказание) которых является предметом торгов, запроса котировок (ст. 17 Закона о защите конкуренции);

— заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (ст.

N 4-а-35/11.

См., напр.: решения Московского городского суда от 6 марта 2012 г. N 7-0252, от 22 августа 2011 г. N 7-1797/11.

К должностному лицу хозяйствующего субъекта или органов власти может быть применено наказание в виде административного штрафа либо дисквалификации.

Вниманиеattention
Распространенной мерой наказания является административный штраф, максимальный размер которого составляет 50 тыс. руб. В практике пока отсутствуют дела по дисквалификации должностных лиц.

Известен только один случай, когда в 2012 г. антимонопольный орган предпринял попытку дисквалифицировать генерального директора и менеджмент компании ОАО «МОЭСК», но они уволились до начала судебного разбирательства. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Антимонопольное законодательство коап рф

— наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции);

— совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора (ч. 3 ст.

Исполнение предупреждения исключает возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и об административном правонарушении);

— увеличение объема производства товара, на который имеется спрос на рынке;

— заключение договора с покупателями, в отношении которых доминирующий хозяйствующий субъект ранее отказывал или уклонялся от заключения договора (данное обстоятельство не может учитываться, если оно не исполнено на основании предупреждения антимонопольного органа. Исполнение предупреждения исключает возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и об административном правонарушении);

— установление одинаковых цен (тарифов) на товар для одинаковых категорий покупателей, приобретающих его в сопоставимых условиях;

— установление финансовой организацией справедливой рыночной цены финансовой услуги при наличии признаков необоснованно высокой (низкой) цены такой услуги;

— прекращение дискриминации контрагентов, т.е.

Коап рф антимонопольное законодательство

РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; создание дискриминационных условий; установление или взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг; дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции);

— предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных Законом о защите конкуренции (ч. 1 ст. 15, ст. ст.

Коап антимонопольное законодательство

В то же время если лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий, получило обязательные для исполнения указания участвовать в них либо не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения, то такие обстоятельства рассматриваются КоАП РФ как обстоятельства, смягчающие административную ответственность нарушителя — юридического лица (примеч. 3 к ст. 14.32 КоАП РФ).

Что касается должностных лиц органов власти, то для ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ за антиконкурентные соглашения и согласованные действия таких лиц установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до трех лет.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Статья 14.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Запрет недобросовестной конкуренции установлен ст. 14 Закона о защите конкуренции, которая с учетом ст. 4 Закона запрещает недобросовестную конкуренцию (т.е.

РФ ценам (тарифам), — в размере от 3/1000 до 3/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.

Аналогичное наказание предусмотрено для субъектов естественных монополий, злоупотребивших своим доминирующим положением. При этом не имеют значения последствия такого злоупотребления (связано оно с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или нет).
Поэтому субъекты естественных монополий (юридические лица) всегда отвечают «оборотным» штрафом за злоупотребление доминирующим положением.

Для расчета «оборотного» административного штрафа используется сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров в предшествующем календарном году.

ФЗ

Таблица 17.2 Административная ответственность, предусмотренная федеральным законом «О защите конкуренции»

Виды нарушений

Размер штрафа

На юридических лиц

На должностных лиц

На граждан

Основание

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

0,01 – 0,15

размера суммы выручки* правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 0,02 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг)

15000 —

— 20 000 р.

ст. 14.31

КоАП РФ

Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий**

0,01 – 0,15

размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение

17000 —

20000 р.,

либо дисквалификация на срок до 3 лет

ст.

Важноimportant
КоАП РФ, не является длящимся правонарушением».

Порядок определения размера административного штрафа за нарушения антимонопольного законодательства. Учет отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.

В КоАП РФ закреплен исчерпывающий перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитываемых при определении размера административного штрафа для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно п.


2 примечаний к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2 или 14.33, в отношении юридического лица учитываются следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2);

2) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 4.2);

3) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *