Как называют подраззделение в вузах

как называют подраззделение в вузах

Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

Разновидности вузов[править | править код]

  • Бизнес-школа
  • Втуз
  • Школа права
  • Военные высшие учебные заведения России
  • Филиалы

Списки[править | править код]

  • Вузы Белоруссии
  • Вузы Германии
  • Вузы Израиля
  • Вузы Казахстана
  • Вузы Нидерландов
  • Вузы Польши
  • Вузы Таджикистана
  • Вузы Франции
  • Вузы Швейцарии
  • Вузы Эстонии

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 31 декабря 2005 года)

Ссылки[править | править код]

  • Раздел «Высшие учебные заведения» на федеральном портале «Российское образование»
  • Высшее профессиональное образование / А. Я. Савельев // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 149—150. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6).


Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное

Виды высших учебных заведений

В настоящее время высшие учебные заведения в Российской Федерации подразделяются на четыре типа:

· Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования.

· Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

· Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство и т. п.).

· Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

Структура высших учебных заведений

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза.

Как называют подраззделение в вузах

Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений

Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.

Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.

Аспирантура и докторантура.

Подготовительное отделение для абитуриентов.

В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др.

Важноimportant
Употребление бланков произвольной формы не допускается.

3.2 Текст положения печатается на одной стороне односортной бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

Левое, верхнее и нижнее поле составляет 2 см, а правое поле не менее 1,5 см.

3.3 При оформлении положения применяется текстовый редактор с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером № 14 через 1 интервал.

3.4 Текст, в том числе наименование разделов положения, печатается строчными буквами.

3.5 Страницы положения должны быть пронумерованы. Номер проставляется внизу страницы справа арабскими цифрами без слова «страница» (стр.) и знаков препинания.

3.6 Положение должно иметь заголовок. Заголовок положения начинается с предлога «О» или «Об», например: «О кафедре университета», «Об управлении делами».


Вниманиеattention
Точка в конце заголовка не ставится.

Текст от заголовка отделяется 2 интервалами.

3.7 Основной текст положения подразделяется на разделы, которые нумеруются арабскими цифрами без точки.

3.8 Наименование раздела печатается полужирным шрифтом с абзацного отступа. Наименование раздела, состоящее из двух и более строк, печатается через 1 интервал. Точка в конце наименования раздела не ставится.

3.9 Текст печатается на расстоянии 2 интервалов от наименования раздела в установленных границах полей.


Первая строка абзаца начинается с красной строки, на расстоянии 1 см от левой границы текстового поля.

3.10 Раздел подразделяется на пункты.

При этом руководству вуза сложно выработать единый подход к оценке потребностей в материальных ресурсах внутри вуза (в отдельных подразделениях, по отдельным направлениям деятельности), в построении системы определения приоритетов касательно материально-технического обеспечения, а также в своевременном и полном удовлетворении этих потребностей. И в этих условиях руководству вуза постоянно приходится принимать нетиповые решения об эффективном и справедливом распределении ресурсов между подразделениями.

Еще одной особенностью является то, что вузы не всегда обладают эффективной системой распределения и делегирования полномочий, несмотря на наличие обилия документов (устава, положений, распоряжений, должностных инструкций, приказов о распределении и закреплении обязанностей и т.д.).

(Возьмем в качестве примера финансово-экономические процессы. Эффективность их зависит от правильности (грамотности) составления и обоснования экономических документов — например, смет расходов.
И руководители многих вузов, понимая это, с подачи финансово-экономических служб издают внутренние распоряжения и приказы, обязывающие все подразделения и всех сотрудников согласовывать финансовые и экономические документы со специалистами финансово-экономических служб и, таким образом, частично делегируют последним полномочия по контролю за финансово-экономическими потоками вуза.

Однако на практике большинство сотрудников игнорируют эти приказы и идут «сразу к ректору» со своими самостоятельно составленными сметами, проектами приказов и т.д., поскольку у каждого «важный вопрос, не требующий отлагательства». И ректор, как правило, подписывает эти документы без согласования с финансово-экономическими службами, поскольку статус всемирно известного профессора (академика) не позволяет ректор поступить в этой ситуации по-другому.)

Описанная выше особенность (проблема) является следствием того, что в большинстве случаев над принятием управленческих решений довлеет академический стиль мышления. Он определяется сложившимися годами академическими взаимоотношениями между руководителями высшего и среднего звена вуза и их сотрудниками.

Практически каждый ректор и иные руководители вуза являются по совместительству профессорами (доцентами) кафедр. То есть, с точки зрения трудового законодательства, они являются внутренними совместителем того же вуза, и в этом статусе они ничем не отличаются от других сотрудников образовательного учреждения. В результате между ними и сотрудниками кафедр (факультетов) возникают взаимоотношения, основанные на научных, исследовательских и других интересах.

Фамилия

4.5 Положения о структурных подразделениях, утверждение которых не отнесено к компетенции ученого совета университета, утверждаются приказом ректора университета.

Гриф утверждения располагается в правой верхней части положения и состоит из слова УТВЕРЖДЕНО (без кавычек) и реквизитов приказа об утверждении положения о структурном подразделении.

УТВЕРЖДЕНО приказом ректора от ___________________ № ____

4.6 Положение о структурном подразделении, утверждение которого отнесено к компетенции ученого совета университета, вступает в силу с момента его утверждения решением ученого совета университета.

Положение о структурном подразделении, утверждение которого отнесено к компетенции ректора университета, вступает в силу с момента издания приказа об утверждении указанного положения.

4.7 Утвержденные положения о структурных подразделениях подлежат обязательной регистрации с присвоением им в отделе документационного обеспечения и контроля исполнения документов порядкового номера.

4.8 Изменения, дополнения, внесенные в положение о структурном подразделении, подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п. 4.7 настоящего Порядка.

4.9 Подлинник положения о структурном подразделении (изменения, дополнения к положению) хранится в отделе документационного обеспечения и контроля исполнения документов.

В структурном подразделении для текущей работы хранится копия положения о структурном подразделении.

Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет

Виды и наименования высших учебных заведений

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
3. Академия — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. 4.

В российских вузах кафедра традиционно представляет собой основную ячейку учебной и научной деятельности, также «субстрат» научно-педагогической школы в вузе по данной специализации[15].

  • Аспирантура и докторантура.
  • Подготовительное отделение для абитуриентов.

Также при вузе могут существовать колледжи (в этом случае их выпускники получают диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др.

Управление состоит из более мелких функциональных подразделений (отделы, группы и т. п.).

2.1.4 Отдел — функциональное структурное подразделение, отвечающее за конкретное направление деятельности университета или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности университета.

2.1.5 Службы — группы объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющие родственные цели, задачи и функции, руководство которыми осуществляется централизованно одним должностным лицом.

2.1.6 Бюро — структурная единица, созданная для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений университета.

2.1.7 Лаборатория — структурная единица со специально оборудованными помещениями, приспособленными для различных специальных исследований (химических, физических, технических и механических).

2.1.8 Секторы (участки) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения для решения определенного круга вопросов.

2.1.9 Группы — структурные единицы, объединяющие специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта.

3 Требования к оформлению и содержанию положения о структурном подразделении

3.1 Положение оформляется на бланке университета, утвержденном ректором.

Мы имеем ввиду, пересечение коммерческих интересов при реализации учебных программ, находящихся на стыке специализации подразделений. Как результат, на открытом рынке предлагаются одни и те же платные услуги, но с разными названиями и по разным конечным ценам. Также довольно часты ситуации лоббирования у руководителей вузов руководителями хозрасчетных подразделений повышения оплаты труда привлекаемых преподавателей (как правило, круг преподавателей и специалистов в определенной области ограничен, и преподаватели «работают» на несколько подразделений одновременно).

Как следствие, преподаватели за одну и туже работу в одних и тех же условиях в рамках одного вуза имеют разную оплату своего труда, что, по нашему мнению, ненормально.

Структура высших учебных заведений:

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза.

При этом управленческие (менеджерские) способности и практические навыки руководства, как правило, не учитываются, хотя и рассматриваются.

Можно отметить следующие основные сферы планирования в вузе:

— планирование контингента обучающихся, объем которого влияет на получение бюджетных ассигнований в строгом соответствии с количеством «бюджетных» студентов;

— планирование штатного расписания профессорско-преподавательского состава и количества учебной нагрузки в разрезе факультетов, кафедр, специальностей;

— планирование научной деятельности, которая занимает солидный удельный вес в деятельности вуза, в соответствии с государственными заказами и заказами различных отраслей экономики.

Планирование в указанных выше сферах необходимо осуществлять не только в разрезе общих предметных статей (общих смет по кодам экономической классификации ), но и в разрезе подразделений по каждой статье.

Координация (согласование интересов сотрудников)

В вузах принято считать, что любая деятельность вуза (в том числе и экономическая), любой проект или любое отдельное решение должны способствовать в конечном итоге достижению одной-единственной цели — повышению эффективности образования.

Нумерация пунктов должна быть единой (сквозной) для всего раздела. После номера точка не ставится.

3.11 Положение о структурном подразделении включает в себя следующие разделы:

  • 1 Общие положения.
  • 2 Основные задачи.
  • 3 Функции.
  • 4 Структура.
  • 5 Руководство.
  • 6 Права и обязанности.
  • 7 Имущество и средства.
  • 8 Взаимоотношения и связи.
  • 9 Контроль за деятельностью.
  • 10 Прекращение деятельности.
  • 11 Порядок принятия, утверждения и изменения настоящего Положения.

3.12 Содержание раздела «Общие положения».

3.12.1 Место структурного подразделения в структуре университета и порядок его создания.

В данном пункте описывается, что собой представляет это структурное подразделение — самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив), то в положении указывается, на каких правах оно создано (на правах отдела, управления).

Структурное подразделение университета создается приказом ректора университета на основании решения ученого совета университета.

По состоянию на 2016 год в России существует 10 федеральных университетов[6].

  • Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
  • Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета[7]:
    • Московский государственный университет,
    • Санкт-Петербургский государственный университет.
  • Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Первым двум вузам статус национального исследовательского университета был присвоен в 2008 году[8].

    Далее Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы: по итогам конкурса в 2009 году статус НИУ был присвоен 12 вузам[9], в 2010 году — 15 вузам[10], в 2015 году — 21 вузу[11].

  • Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т.

Отметим, что это является общей проблемой крупных бюджетных организаций;

— отсутствие эффективной и действующей системы распределения и делегирования полномочий;

— большая текучесть кадров в административном сегменте вуза, поскольку уровень оплаты труда низкий; а также длительный период профессиональной адаптации новых административных работников к сложной системе административных взаимоотношений в вузе; как следствие, повышение вероятности выполнения сотрудником не своих обязанностей и наоборот.

Следствиями же этой несогласованности являются избыточность информационных потоков, дублирование управленческих функций внутри вуза; невыполнение отдельных функций, так как считается, что они выполняются всеми и т.д.

В тоже время основная причина несогласованности действий между подразделениями, находящимися на самофинансировании, заключается, как правило, во внутренней конкуренции таких подразделений между собой. Если несогласованность действий административных подразделений является прямым следствием объективных обстоятельств, которые в настоящее время сложились в учреждениях образовательной системы России в целом, и которые в один день изменить не удастся, то несогласованность действий «коммерческих» подразделений носит активный характер, и уже сама становится обстоятельством, прямо влияющим на эффективность системы управления вузом в целом и далеко не в лучшую сторону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *