Классификация нормативно правовых актов закон

классификация нормативно правовых актов закон

В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества ( Напр.Закон о Конституционном Суде РФ).

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства ,которые посвящены различным сторонам политической ,экономической ,социальной жизни общества. По своей внутренней структуре делятся на текущие(закон о бюджете ,кот. Действует только в течении определенного года) и кодифицированные(кодексы ,уставы, положения) .Все они возникают и осуществляются в строгом соответствии с предписаниями Конституции.

Подзаконный акт-это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

1.Общие подзаконные акты. Действие этих актов распространяется на всех лиц находящихся на территории определенного государства. К ним относятся: нормативные указы президента, постановления правительства.

2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т.д.Действие местных актов ограничено подвластной им территорией.

3. Ведомственные подзаконные акты.


Вниманиеattention
Возникла в континентальной Европе на базе римского права, а также канонического права и местных обычаев.

Для К.п.с. Характерны кодифицированное построение (см. Кодификация), единый фонд основных правовых понятий. Единая иерархическая система источников права, деление на отрасли (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.).

Во всех странах К.п.с.


Есть писаные конституции.

В большинстве стран, где господствует К.п.с., приняты и действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Весьма велика система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников К;п.с. Значительна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министерств и др.
В них формулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в ряде случаев органы исполнительной власти регулируют отношения самостоятельно, для чего законодатель предоставляет им соответствующие полномочия (делегированное законодательство).

Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права, которые в определенных условиях могут выступить основанием для решения дел.

Внутри К.п.с.

Классификация нормативно правовых актов законодательства

Индивидуально — правовые акты

В отличие от нормативных правовых актов индивидуально — правовой акт адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не сохраняет свое действие после того, как прекратились конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Определенный круг организаций и специалистов интересуют индивидуально — правовые акты органов власти (решения по кадровым вопросам, о присвоении званий, о награждениях и т.п.), акты, касающиеся отдельных предприятий, и другие акты, не имеющие нормативного значения.

Представляется вполне возможным введение в систему классификации без дополнительных сложностей рубрик, отражающих и акты, не имеющие общего нормативного значения, при условии, что это не окажет влияния на общую концепцию системы классификации.

Такая полнота позволит в дальнейшем достичь единообразия в классификации правовых актов для разных потребностей.

4.1.1.3. Договоры публичного права

Из правовых актов в особую группу выделяются договоры публичного права, которые, в свою очередь, можно разделить на международные и внутригосударственные.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Классификация нормативно правовых актов законодательства о налогах

Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; принятие законопроекта, его опубликование (обнародование);

  • 3. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть введены или отменены законодательной властью;
  • 4. законы представляют собой ядро всей правовой системы государства Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.

    Важноimportant
    Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государем венного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов.


Конституция является основным конституционным законом и характеризуется следующими отличительными чертами:

1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер. Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве, учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции.

Классификация нормативно правовых актов закону

Инфоinfo
Итак, Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Закон «О гражданстве РК»).

Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.


Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные. Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года.
Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы. Кодекс — это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.) является результатом сложной правотворческой деятельности, в которой создается единый, логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Структура кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и частичной.

Классификация нормативных актов законодательства о защите прав потребителей

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ — ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно — правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно — правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.

Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно — правового пространства.

В Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, утвердившем «Концепцию правовой информатизации России», главной целью правовой информатизации России провозглашено построение общенациональной правовой информационной системы. Вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых в стране систем правовой информации различного уровня будет способствовать решению этой задачи.

Система классификации, представляющая законодательство в систематизированном обозримом виде, может быть использована в различных автоматизированных системах.

Классификация нормативных актов законодательства зпп

Чем обусловливается системный характер нормативно-правовых актов конкретного государства?

6. Что понимается под юридической силой нормативно-правового акта?

7. Какова роль Конституции в системе законодательства государства?

8.

Какие органы государства наделены правом издавать нормативно-правовые акты? Какие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации уполномочены издавать акты нормативного характера и какого вида (законы, указы, постановления и т.п.) нормативно-правовые акты они издают?

9. Что понимается под обратной силой закона?

10. Каков порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов?

11. Каковы конституционные принципы порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан?

Дополнительная литература

Белкин А.А.

Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. – 1998. – № 1.

Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. – М., 1987.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М.: Наука, 1993.

Гаврилов О.А.

Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. – М, 1993.

Гук П.А. Судебный прецедент в России: Теория и практика // Правоведение. – 2001. – № 4.

Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право.
– 1998. – № 2. – С. 15 — 21.

Елисеев Б.П.

Классификация нормативных актов закона о защите прав потребителей

В документах, которые имеют локальный характер действия, может быть указан срок до реорганизации или прекращения юридического лица.

По территории действия

Нередко нормативные правовые акты характеризуют по такому критерию, как территория, на которой они действуют. По данному показателю документы могут быть разделены на местные, региональные и те, который имеют федеральное значение.

К федеральным законам и подзаконным акта относятся те нормативно-правовые акты, по юридической силе распространяющиеся на территории всего государства. Они имеют действие в каждой структурной единице большого государства; все законы, которые принимаются в округах , краях и в других составляющих страны, не должны противоречить положениям нормативных актов федерального значения.

Нормативно-правовые акты регионального характера действуют в определенных структурных единицах страны.
Примером тому могут послужить конституции отдельных краев, уставы, регламенты, а также законы относительно отдельных структур, действующих в той или иной территориальной единице РФ.

Закон в системе нормативных правовых актов государства признаки классификация законов

Роль и место кодексов и других кодификационных актов в структуре классификатора

Кодексы и другие кодификационные акты являются системообразующими актами, материал в них упорядочен, выражен в определенной логической системе, отражающей внутреннюю структуру данной отрасли и охватывающей ее нормативно — правовой массив. Это позволяет использовать классификационные схемы кодексов в структуре классификатора. Создание новых кодификационных актов в базовых отраслях законодательства должно найти отражение в системе классификации, поскольку система кодификационных актов оказывает большое влияние на систему законодательства.

В последние годы расширяется практика создания комплексных кодификационных актов, являющихся организующим и стабилизирующим фактором для соответствующего комплексного массива («комплексной отрасли») законодательства.

Строение (систему) комплексных кодификационных актов также необходимо учесть в структуре предметного классификатора.

7.3.

Они имеют гораздо меньшую силу, чем акты федерального значения, однако, после общегосударственных законов такие нормативные акты по юридической силе являются наиболее важными в регионах своего действия.

Что касается нормативных актов местного значения, то они принимаются исключительно органами исполнительной власти конкретного города, района или любой другой мелкой административно-территориальной единицей конкретного региона. Свое значение они также имеют только на территории, на которой они были приняты.

Локальные акты принимаются на отдельных учреждениях, назначенными на то органами. Суть их заключается в регулировании деятельности на конкретной организации.

Яркими примерами таких документов могут стать коллективные договора, которые должны быть заключены на всех предприятиях любой формы собственности, уставы, регламенты, временные порядки для работников, а также другие акты, которые регулируют функционирование конкретного учреждения или организации.

По предмету правового регулирования

По данному критерию акты делятся в зависимости от того, в какой сфере они действуют и решение каких вопросов они регламентируют. Так, в области юриспруденции существуют понятия специализированных и комплексных правовых актов. К группе первых относятся те, которые принимаются для того, чтобы регулировать вопросы, возникающие в определенной сфере.
К таковым можно отнести как правовые акты, по юридической силе более сильные, так и второстепенные.

Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам.

Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). «Если трезво смотреть на вещи, – отмечается в связи с этим в американской литературе, – то становится ясным, что во многих случаях суды являются творцами законов, поскольку именно они интерпретируют его. Без авторитетной интерпретации многие законы теряют и сам смысл».

Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер.

Она закрепляется в конституции и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.

Обеспечение законности — одно из важных направлений деятельности государства.

Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет. Законы — основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, альфа и омега законности. Законность — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы, требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов, — требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).

Это главные требования, составляющие содержание законности.

Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.( http://www.grandars.ru/college/sociologiya/pravovoe-gosudarstvo.html)

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что заключенная в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность — это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах, и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).

Последняя может выражаться в разных формах. Наиболее распространенные из них – последующие санкции, придающие, в случае необходимости, каждому отдельному акту общественных организаций юридический характер.

Понятие и виды законов

Слово «закон» образовано из приставки «за» и корня «кон» (черта, граница, которую нельзя переступать).

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как источник права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт, его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

Разумеется, это вовсе не означает, что о законе все познано. Это не тот случай, когда, выражаясь словами известного французского моралиста XVII в. Жана де Лабрюйера, можно лишь печально констатировать, что «все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди», что «урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений» над человеческими нравами снят и «нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников».

Это совсем не так. За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип.

Одним из серьезных условий стабильности системы классификации также является лояльное отношение к такой системе большого числа специалистов в этой области, что достигается такой методикой разработки классификатора, которая предусматривает широкое его общественное обсуждение на каждом этапе работы.

Количество рекомендуемых в качестве стандарта уровней не следует делать единым для всех разделов классификатора — где-то это будут два уровня (например, в семейном праве), где-то — три уровня (для разделов, обнимающих более обширный и более детализированный нормативный материал), но основная идея заключается в том, что не следует стремиться к мельчайшей детализации стандартов.

При таком подходе детальная доработка предметного классификатора на более низких уровнях будет прерогативой отдельных разработчиков в субъектах Федерации, ведомствах и независимых фирмах. Более того, разработчики сами будут принимать решение об использовании в своих системах нескольких предметных классификаторов.

Введение такого стандарта позволит сделать важный шаг на пути к единому информационно — правовому пространству в стране и существенно облегчит для сотен тысяч пользователей работу с различными информационными правовыми системами.

Проблема введения такого стандарта очень непроста.

Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

  • Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  • Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е.

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства, другие развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами, пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», устанавливается порядок.

Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

Правопорядок — составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний сопрягается не только с правом, с нормами законов и подзаконных актов.

Но, как отмечалось выше, систематизация законодательства невозможна без научно организованного поиска, без системы классификации — это звенья одной цепи. В связи с этим представляется совершенно необходимой согласованность схемы предметного классификатора со схемой Свода законов.

Эта согласованность не означает полной идентичности. Это невозможно, так как система классификации рассчитана на более широкий круг актов, чем схема Свода. Сами формулировки, используемые в Своде, для обозначения классификационных рубрик, такие, как «Законодательство о …», неприменимы для классификации судебной практики и ряда других актов. С другой стороны, требования учесть в системе классификации, например, акты по кадровым вопросам объясняют наличие в ней некоторых дополнительных рубрик, по сравнению со схемой Свода.

Вместе с тем, несмотря на некоторые различия, принципиальная и основная по объему часть системы классификации правовых актов и схема Свода законов могут и должны быть согласованы. Это означает, что должно быть установлено максимально возможное соответствие между близкими по содержанию рубриками классификатора и разделами схемы Свода.

7.2.

Эта ссылка адресует пользователя классификатора от предполагаемого им местонахождения понятия к фактическому, принятому в классификаторе. Необходимость в таких ссылках возникает тогда, когда понятия, относящиеся к одному правовому институту, оказываются разнесены в рубрики, которые не стоят рядом друг с другом, что может вызвать трудности при поиске по классификатору.

7.7. Иерархическое строение классификатора

Предметный классификатор является иерархической системой: понятия, составляющие его содержание и обозначающие его структурные элементы (рубрики, подрубрики), находятся в состоянии подчинения понятию более высокого уровня. Иерархическое строение отражено в способе индексации — количество элементов индекса соответствует иерархическому уровню рубрики.

Индекс рубрики — цепочка цифр, разделенная точками. Нижестоящая рубрика имеет индекс, включающий в себя последовательно цифры, обозначающие индексы вышестоящих рубрик. Каждый уровень определяет не значимость подрубрики, а степень обобщения при логической группировке понятий.

В структуре понятий внутри раздела действует принцип исчерпания: при необходимости наличия нескольких уровней рубрик каждая рубрика верхнего уровня должна исчерпываться рубриками более низкого уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *